Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
«Под
специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются условия
обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных
образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы,
индивидуальных специальных программ); специальных методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, компьютерные средства с включением специального оборудования,
представление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных и
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ст. 79. П. 3
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в
Российской Федерации»
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья—
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК)
и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инвалид—
лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций
организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его
социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория
«ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным
учреждением медико-социальной экспертизы.
Прием
ребенка с ОВЗ, ребенка инвалида на обучение осуществляется образовательной
организацией при наличии у нее соответствующих материально-технических,
информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных
представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической
комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч. 3 п. 1).
МАДОУ
"Малыш" осуществляет обучение воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья на основе образовательных программ, адаптированных для
обучения указанных обучающихся:
-
адаптированная образовательная программа для детей, посещающих группу
компенсирующей направленности для детей с ТНР;
- адаптированная образовательная программа для детей, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР;
- адаптированная образовательная программа для детей, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с РАС;
-
индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ, посещающих группу
общеразвивающей направленности.
В
Центрепсихологическая служба
в составе учителей-логопедов, учителей-дефектологов,
педагогов-психологов, инструктора по физической культуре участвует в
проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность
специалистов организована в форме психолого-педагогического консилиума для
выявления и обследования детей, разработки индивидуального образовательного
маршрута.Обследование и сопровождение детей ППк осуществляется по
письменному заявлению родителей (законных представителей).
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для коррекционно-развивающей работы с детьми и реализации АООП в МАДОУ «Малыш»
оборудованы и функционируют:
- 2 кабинета педагога-психолога;
- сенсорная комната;
- 4 кабинета учителя-логопеда;
- 2 кабинета учителя-дефектолога;
- кабинет социального педагога;
- физкультурный зал;
- музыкальный зал;
- кабинет безопасности жизнедеятельности;
- центр дополнительного образования "Открытие";
- детская библиотека "Дом совы".
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Перечень объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- физкультурный зал;
- музыкальный зал;
- огород
- центр дополнительного образования "Открытие;
- детская библиотека "Дом совы".
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МАДОУ "Малыш" для воспитанников открыта детская библиотека "Дом совы". В библиотеки имеются книги по разным направлениям: произведения русского фольклора, сказки разных народов, сказки зарубежных писателей, стихи и рассказы для детей, справочная литература, книжки-малышки, периодические детские издания, произведения уральских писателей и др.
Библиотека в МАДОУ «Малыш»
располагается в методическом кабинете.
Весь книжный фонд
ДОО включает в себя:
-
учебно-методическую литературу
-
наглядные пособия
-
периодические издания профессиональной направленности
-
художественную и познавательная литературу
для детей,
-
энциклопедии для дошкольников
Имеется подборка
видеоматериалов и аудиотека по содержанию ООП ОП ДО и АООП ДО для детей с ТНР,
ЗПР, РАС.
В группах художественная литературу для детей расположена в Центре
литературного творчества; познавательная литература и энциклопедии для
дошкольников размещена в Центре познания
и исследований.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для организации режима двигательной активности, развития
физических качеств
дошкольников, в том числе для детей с ОВЗ, детей инвалидов, в
МАДОУ «Малыш» оборудованы:
-
просторный физкультурный зал с наличием в нем
оборудования для развития движений и игр детей; спортивные снаряды и атрибуты
для организации бега, ходьбы, лазания, метания, подвижных игр; тренажеры.
-
организуются Центры движения и здоровья в группах с
наличием в них оборудования для развития двигательной активности и физических
качеств; оборудование для профилактики плоскостопия и закаливающих процедур;
-
площадки для прогулок по количеству групп с игровым
оборудованием;
-
оснащенная спортивная площадка на улице.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Развивающая
предметно-пространственная среда МАДОУ «Малыш» обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, групп,
помещений для практических занятий, а также территории, прилегающей к ДОУ.
ДОУ оснащено
техническим, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, расходными
материалами, инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии
с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В МАДОУ «Малыш» обеспечена доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; организован свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В МАДОУ
«Малыш» не предусмотрено наличие подъемников и других
приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ).
Для обеспечения доступности ДОО для лиц с ограниченными физическими возможностями в МАДОУ «Малыш» имеется выделение желтым цветом полосок для слабо видящих людей.
По
программе «Доступная
среда» в ДОО открыта десятая группа, которая оборудовано пандусами, поручнями,
кнопкой вызова и специальным оборудованием для детей-инвалидов.
В ДОО
имеется Паспорт доступности объекта
социальной инфраструктуры Свердловской области.
Специальные условия питания
Оборудование и персонал пищеблока МАДОУ «Малыш» обеспечивает потребность воспитанников четырехразовым питанием. Отдельное меню для лиц с ОВЗ, детей инвалидов отсутствует.
Специальные условия охраны здоровья
В
МАДОУ «Малыш» созданы условия охраны здоровья воспитанников, в том числе
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В МАДОУ «Малыш» создана система необходимых условий,
обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья
воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Вся
работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей,
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с действующими Санитарными
Правилами:
1. проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями и
(или) медицинским работником, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья
и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по
показаниям. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей
при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и
оздоровлению в дошкольных организациях;
2. раз в неделю медицинский работник проводит осмотр детей;
3.в соответствии с рекомендациями ТПМПК организуется
динамическое наблюдение за самочувствием и психофизиологическим состоянием
воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Созданы
специальные педагогические условия для образовательной деятельности ребенка с
ОВЗ, ребенка-инвалида:
-
при создании
условий образовательной деятельности в ДОУ учитываются психофизические
особенности развития и индивидуальные возможности ребенка-инвалида;
-
обеспечение
щадящего режима при организации образовательного процесса;
-
чередование
индивидуальных и подгрупповых занятий;
-
повторение и
упрощение инструкций во время образовательного процесса;
-
корректировка
времени для выполнения заданий;
-
снижение
темповых нагрузок;
-
стимулирующая
помощь взрослого;
-
чередование
видов деятельности;
-
снижение
нагрузок при проведении физкультурных занятий;
-
условия для
двигательной активности ребенка;
-
подбор
специального дидактического материала и т. п.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Особые условия доступа к
информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и
лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при
работе с официальным сайтом МАДОУ «Малыш» и с другими
сайтами, на которых существует версия для слабовидящих.
Имеются мультимедийные средства, интерактивное оборудование, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы).
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В процессе
обучения детей инвалидов и детей с ОВЗ обеспечивается доступ к следующим
электронным образовательным ресурсам:
-
Программно-аппаратный комплекс «Колибри»
-
Программный комплекс «Внимание,
память логика для диагностики и развития высших психических функций с 24 играми
для развития.
-
Программный комплекс «Развитие речи: смотрим, слышим,
говорим».
-
Программное обеспечение «АЛМА. Дошкольное образование» (80
развивающих игр, 110 тестов) по направлениям развития памяти, внимания, логики,
коммуникативных навыков.
-
Программно-дидактический комплекс для кабинета
логопеда и дефектолога«Логомер 2», включающий в себя 90 интерактивных игр и
дидактические материалы.
-
Аудиотеки музыкальных и литературных произведений.