Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 27 «Центр развития ребенка – детский сад «Малыш» 623532, Свердловская область, город Богданович, улица 1-й квартал, дом 17а, тел. 8 (34376) 54324; 8(34376) 54224; 8(34376)54325 e-mail - mkdou27@uobgd.ru ПРИНЯТ Педагогическим советом МАДОУ «Малыш» протокол № 1 от « 04 » сентября 2024 г. УТВЕРЖДЕН директором МАДОУ «Малыш» _________________ Т.Н. Алимпиевой Учебный план адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2024-2025 учебный год г. Богданович 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативные основания разработки учебного плана Учебный план адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее АОП ТНР) на 2024-2025 учебный год разработан в соответствии с нормативными правовыми документами: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); Приказом Министерства образования и Просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 1.2. Учебный план разработан с учетом следующих принципов: развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; научной обоснованности и практической применимости; полноты, необходимости и достаточности; интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра; возможности варьирования содержания образования и использования методического обеспечения и образовательных технологий с учетом возможностей дошкольной образовательной организации и особенностей развития детей. 1.3. Программно-целевые основания разработки учебного плана (учебнометодический комплект АОП ТНР) Учебный план АОП ТНР разработан с учетом: Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155; Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, утверждѐнной приказом Министерства Просвещения Российской Федерации № 1022 от 24.11.2022 г.; УМК инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336; Протокол № 7 от 25.09.2019 г. решение ученого совета ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (Письмо № 309/07 от 25.09.2019); УМК парциальной программы дошкольного образования «СамоЦвет».– /авторы О. А. Трофимова, О. В. Толстикова; Н. В. Дягилева, О. В. Закревская и др., Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016 г./; парциальной программой музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой; примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (авторысоставители: Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., Кириллов И.Л., Давыдова В.Е., Мищенко И.С.); возрастных и индивидуальных образовательных потребностей воспитанников. Содержание Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи способствует развитию личности, мотивации и способностей воспитанников в различных видах деятельности и охватывает образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. 1.4. Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики с учетом СанПиН 1.2.3685-21) Согласно календарному учебному графику АОП ТНР 2024-2025 учебный год (образовательный период) в МАДОУ «Малыш» начинается 1 сентября 2024 года и заканчивается 31 мая 2025 года. Детский сад функционирует в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5-ти часовое пребывание воспитанников в дошкольном учреждении. В МАДОУ «Малыш» функционирует 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: старшая группа (дети с 5 до 6 лет); подготовительная к школе группа (дети с 6 до 7 (8) лет). Учебный план МАДОУ «Малыш» на 2024-2025 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим объем учебного времени в обязательной части АОП ДО и части, формируемой участниками образовательных отношений, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает вариативность образования, отражает специфику детского сада, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги и реализуется через УМК парциальной программы «СамоЦвет» в совместной деятельности с детьми. В каждой образовательной области определены виды образовательной деятельности с детьми (как сквозные механизмы развития ребенка). Каждой образовательной области соответствует направление образовательной деятельности. В соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования: Социально-коммуникативное развитие: игра; представления о мире людей и рукотворных материалах; безопасное поведение в быту, социуме, природе; труд. Познавательное развитие: конструктивные игры и конструирование; представления о себе и об окружающем природном мире; элементарные математические представления. Речевое развитие: формирование словаря; звуковая культура речи; грамматический строй речи; связная речь; интерес к художественной литературе; подготовка детей к обучению грамоте. Художественно-эстетическое развитие: изобразительное творчество; музыка. Физическое развитие: физическая культура; представления о здоровом образе жизни и гигиене. Образовательная деятельность по освоению содержания образовательных областей отражена в режиме занятий воспитанников. Количество и продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности (НОД) установлено в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 (в действующей редакции), возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. Продолжительность НОД: для детей с 5 до 6 лет – 25 минут; для детей с 6 до 7(8) лет – 30 минут. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, не более: для детей с 5 до 6 лет – 50 минут или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна; для детей с 6 до 7 лет – 90 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную непосредственно образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности – 10 минут. В середине непрерывной непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организовывается в первую половину дня. НОД по физическому развитию для детей от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Один раз в неделю для детей 5-7 лет круглогодично организовываются занятия на открытом воздухе. Они проводятся только при отсутствии у воспитанников медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. Если в регионе неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, существует высокий риск заражения детей инфекционными заболеваниями, в том числе коронавирусной инфекцией, любые формы работы с детьми, которые предполагают массовость, например, концерты, общесадовские праздники, выездные экскурсии и другие, будут отменены. Учебный план адаптированной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования (для групп компенсирующей направленности) Образовательная область Вид деятельности детей Возрастные группы 6 год жизни 7 год жизни Количество НОД в неделю Обязательная часть АООП ДО Физическое развитие: физическая культура; представления о здоровом образе жизни и гигиене. Познавательное развитие: конструктивные игры и конструирование; представления о себе и об окружающем природном мире; элементарные математические представления. Речевое развитие: формирование словаря; звуковая культура речи; грамматический строй речи; связная речь; интерес к художественной литературе; подготовка детей к обучению грамоте. Социально-коммуникативное развитие: игра; представления о мире людей и рукотворных материалах; безопасное поведение в быту, социуме, природе; труд. Художественно-эстетическое развитие: изобразительное творчество; Двигательная 3 3 Познавательно-исследовательская и экспериментирование, конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка 2,5 2,5 Речевая 3 4 Познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование, общение со взрослым и сверстниками, игровая, элементарная трудовая деятельность Музыкальная 2 2 Изобразительная 3 2 музыка. Итого (обязательная часть) Часть, формируемая участниками образовательных отношений Формирование предпосылок финансовой грамотности Игровая, общение со взрослым и сверстниками, познавательноисследовательская деятельность Программа «СамоЦвет» Интегрированная деятельность Итого (часть, формируемая участниками образовательных отношений) Итого: 13,5 13,5 0,5 0,5 1 1,5 1 1,5 15 15 Примечание. Общение со взрослым и сверстниками, игровая деятельность, элементарная трудовая деятельность, конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка организуется в совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей.