Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 27
«Центр развития ребенка – детский сад «Малыш»
623532, Свердловская область, город Богданович, улица 1-й квартал, дом 17 а,
тел. 8 (34376) 5-43-24, e-mail - mkdou27@uobgd.ru
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МАДОУ «Малыш»
протокол № 1
от «» августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНА
директором МАДОУ «Малыш»
___________ Т.Н. Алимпиевой
Приказ №
от « » августа 2023 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«Веселый рюкзачок»
туристско-краеведческой направленности
для детей ТНР 5-6 года жизни.
Cрок реализации - 1 год.
Автор-разработчик:
Дягилева
Алена Алексеевна
педагог дополнительного
образования
ГО Богданович, 2023 г.
Содержание программы:
№
Наименование
п.п
1. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3. Содержание общеразвивающей программы
1.4. Планируемые результаты
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы контроля и оценочные материалы
3. Список литературы
стр.
3
3
6
7
15
16
16
16
18
19
2
1. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность: туристско-краеведческая.
Актуальность.
Необходимость разработки адаптированной программы для детей с
тяжелыми
нарушениями
речи
(ТНР)
продиктована
современными
требованиями по включению всех категорий детей с ОВЗ в дополнительное
образование, а так же значимостью дошкольного детства как начального
этапа формирования личности человека, воспитания у него ответственного
отношения к окружающей природной и социальной среде. Современные
условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню
психофизического состояния и общекультурной готовности ребѐнка при
переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим
растѐт необходимость в таких подходах к оздоровлению детей, которые
могли бы не только повышать физическую подготовленность дошкольников,
но и одновременно развивать их интеллектуальные, познавательные
способности, социальную компетентность.
Анализ специальной литературы и наш практический опыт показали,
что одним из таких подходов является использование элементов туризма в
работе с дошкольниками. Однако практика показывает, что используются
они в детских садах в основном бессистемно, для решения изолированных
друг от друга целей: познавательных, воспитательных, оздоровительных.
Туризм не только совершенствует двигательную сферу ребѐнка, но и
формирует его 5 личностные качества, создаѐт социальные ситуации
развития дошкольника. Возможности туризма ещѐ не полностью оценены в
дошкольном образовании. Мы полагаем, что это связано с тем, что не
разработана программа комплексного использования туризма в условиях
ДОО.
Федеральный уровень:
3
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ №273) редакция от 02.07.2021 (с изм. и
доп., вступ. в силу с 13.07.2021);
Федеральный Закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакции 2013г.)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021г. №2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима
работы
образовательных
организации
режима
работы
образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее –
СанПиН);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018г. № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
ноября
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9
2018г.
осуществления
№
«Об
утверждении
образовательной
общеразвивающим
осуществления
196
программам»
образовательной
Порядка
деятельности
(далее
–
по
по
и
дополнительным
Порядок
деятельности
организации
организации
и
дополнительным
общеразвивающим программам);
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций».
Примерная
программа
воспитания
(одобрена
решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20);
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 г. Москва «О направлении
методических
рекомендаций»
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ.
4
Региональный уровень:
Постановление
01.08.2019
г.
№
461
Правительства
ПП
«О
Свердловской
региональном
области
модельном
от
центре
дополнительного образования детей Свердловской области»;
Постановление
Правительства
Свердловской
области
от
06.08.2019 г. №503 ПП «О системе персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей на территории Свердловской области»;
Приказ Министерства образования и молодѐжной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
Приказ Министерства образования и молодѐжной политики
Свердловской
методических
области
от
26.06.2019
рекомендаций
г.
№70-Д
«Правила
«Об
утверждении
персонифицирования
дополнительного образования детей в Свердловской области».
Уровень дошкольной образовательной организации:
Устав МАДОУ «Малыш».
Отличительные особенности программы, новизна.
Туризм — особый вид социальной деятельности человека, в том числе
и для ребенка с ТНР направленный на укрепление здоровья, развитие мелкой
и
крупной
выносливости
моторики,
организма,
повышение
познание
и
физической
тренированности,
общение.
Проанализировав
специальную литературу, мы выделили следующие виды туризма:
– спортивный — вид спорта, в основе которого лежат соревнования на
преодоление разных по трудности препятствий в природной среде (дороги и
тропы с различным покрытием, бездорожье, переправы, перевалы, вершины,
пороги, каньоны, пещеры) и на искусственном рельефе;
– рекреационный — связан с передвижением людей в свободное
время в целях отдыха, для восстановления их физических и душевных сил;
5
– краеведческий — посвящѐн изучению историко-культурного
потенциала страны, еѐ социокультурной среды, особенностей бытовой и
хозяйственной деятельности;
– эколого-оздоровительный — туризм, обращѐнный к природе, не
наносящий ей ущерба, нацеленный на экологическое образование и
просвещение,
формирование
дружественных
отношений
с
природой,
использование еѐ здоровьеформирующих ресурсов
Адресат. Дети от 5 до 6 лет.
Режим занятий.
Периодичность – 1раз в неделю, продолжительность - 25 минут.
Объѐм. Общее количество учебных часов - 34 часа.
Срок освоения. Объем программы 34 недель.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Перечень форм обучения. Групповая, фронтальная.
Перечень видов занятий. Беседа, практическое занятие, экскурсия,
открытое занятие.
Перечень
форм
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: открытое занятие - поход.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
целостное развитие личности ребѐнка имеющего ТНР средствами
рекреационного, эколого-оздоровительного, краеведческого туризма;
формирование мотивации к самостоятельной двигательной и туристкокраеведческой деятельности;
приобщение детей к ценностям общества, природы, здоровья, физической
культуры через разные в том числе и специфические для детей с ТНР
методы и формы включенности.
6
Задачи.
Обучающие:
дать первые сведения о туризме как форме познания природы и социума,
сформировать начальные понятия о туризме и элементах;
ознакомить
с
правилами
поведения
в
туристическом
походе
и
формировать основы специальных туристских знаний;
укрепить здоровье, приучить к закаливанию, обеспечить активный отдых;
продолжать формировать основы двигательных навыков и умений,
развивать
двигательные
способности
(двигательную
координацию,
выносливость, ловкость);
закрепить навыки ориентирования в пространстве;
научить приѐмам составления плана, карты (на примере детского сада,
своей улицы), вычерчивания маршрута движения.
продолжить обучение развитию мелкой и крупной моторики детей с ТНР,
через разные виды детской деятельности, включая разные виды
гимнастик.
Развивающие:
развивать умение адекватно воспринимать специальную информацию в
процессе прогулок-походов;
формировать основы компетентного общения;
развивать любознательность, устойчивый интерес к природе родного края,
к ближайшему социально-культурному окружению, истории своей семьи,
дошкольного учреждения, знакомым улицам;
Развитие речи детей через разные виды детской деятельности, в том числе
речевые игры, речевое комментирование, повторное проговаривание и др.
Воспитательные:
воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, ценностное,
бережное отношение к миру природы и социальному окружению.
7
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
1
Теория
0,5
Практика
0,5
7
2
3,5
1
3,5
1
1.
1.1.
Вводное занятие «Квестигра: ищем клад»
(диагностика)
Рюкзачок открывает мир
Природа родного края
1.2.
Мой край родной
1
0,5
0,5
1.3
1.4
Дорога к дому
Вместе с папой, вместе с
мамой
Рюкзачок готовится в
поход
Здравствуй, Рюкзачок
О туризме и туристах
Путешествуем по карте
Где мы были, что мы
видели
Здоровье в рюкзачке
Я и моѐ здоровье
Охраняй здоровье в походе
Скорая помощь юному
путешественнику
Народная мудрость на
здоровье нам дана
Весѐлый Рюкзачок
занимается физкультурой
Готовимся к дальним
дорогам
Игры Весѐлого Рюкзачка
Занимательная
физкультура
Пора в путь-дорогу
2
1
1
0,5
1
0,5
11
5
5
4
2
3
2
2
1
1,5
1
2
8
2
2
2
4
1
1
1
4
2
1
1
8
4
4
2
1
1
2
2
1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
Итоговое занятие «Играпоход» (диагностика)
Форма
контроля
Беседа № 1
Беседа № 2
1
1,5
1
Беседа № 3
1
1
1
Беседа № 4
Содержание учебного плана.
8
Вводное занятие «Квест-игра: ищем клад» (диагностика)
Теория: беседа, словесное озвучивание задания
Практика: задание «Сложи рюкзак», задание «Завяжи правильно узел»,
«Как не потеряться в лесу?», «Что делать, если ты поранился».
1.Рюкзачок открывает мир
1.1.Природа родного края
1.1.1 Теория: Природа—наш друг, источник познания, эстетического
наслаждения. Откуда мы узнаѐм о природе: наши любимые книги и фильмы
о природе.
Практика: Оформление своих наблюдений, впечатлений о прочитанной
книге, просмотренном фильме в самодельной книге по «страницам» («Земля
— мой край родной»). Высказывание своих наблюдений и впечатлений.
1.1.2. Теория: Растения в жизни человека (очищают воздух, лечат, питают).
Как меняются растения в связи со сменой времени года? Внутреннее
строение животных, их поведение и повадки, группы животных (травоядные,
хищники, всеядные).
Практика: Составление Красной книги родного края. Пальчиковая
гимнастика №1
1.2. Мой край родной
1.2.1. Теория: Город, в котором мы живѐм; наш родной край, наша малая
Родина, здесь мы родились. Сведения о местных достопримечательностях,
промышленных предприятиях, учреждениях культуры и быта. Улицы нашего
города. Как они называются? В честь кого названы?
Практика: «Знаем каждый закоулочек в любимом детском саду».
Знакомство с сотрудниками детского сада, посещение помещений разного
назначения. «Хорошо у нас в саду!» Пальчиковая гимнастика №1
1.3 Дорога к дому
1.3.1. Теория: Мой дом, какой он — многоэтажный, одноэтажный. Моя
семья, соседи, друзья. Мой домашний адрес. Дорога от дома до детского сада
и обратно. Какие здания и сооружения встречаются по пути. Какие
9
природные объекты (парки, сады, скверы) расположены на пути к детскому
саду. Как самому спросить дорогу?
Практика: Моделирование маршрута до дома. Пальчиковая гимнастика №1
1.3.2.Теория: Проезжая часть ипешеходные тротуары. Правила пешехода.
Пешеходные переходы. Светофор и его функции. Безопасность на дороге.
Практика: Выход на улицы города, моделирование безопасного маршрута
до дома. Самомассаж №1
1.4. Вместе с папой, вместе с мамой
1.4.1. Теория: Как семья проводит выходной день? Поход как вид семейного
отдыха. Почему в поход нужно ходить только со взрослыми? Любимые места
семейного отдыха. Обязанности членов семьи в походе.
Практика: Игровые обучающие ситуации «Совместные занятия детей и
родителей в походе. Конкурсы и развлечения. Правила поведения на природе
для всей семьи» Самомассаж №1
2. Рюкзачок готовится в поход
2.1. Здравствуй, Рюкзачок
2.1.1. Теория: Палатка, еѐ назначение. Правила по установке палатки.
Практика: Обучающая ситуация «Установка палатки», проговаривание
правил установки палатки.
2.1.2. Теория: Знакомство с рюкзаком. В поход иду и дом несу, в котором
дома не живу». Демонстрация укладки рюкзака Снаряжение туриста. Что
такое «КЛМН» (кружка, ложка, миска, нож).
Практика: укладка рюкзака, игровая ситуация «Проверь, как сложили
рюкзак …», проговаривание игровой ситуации.
2.1.3. Теория: Основные узлы: прямой, простой проводник, схватывающий.
Узнавание узлов по рисунку и по образцу. Правила передвижения (функции
направляющего, замыкающего). Как нужно ходить по склону, в лесу, у реки?
Практика: Тренировка завязывания узлов: прямой, простой проводник,
схватывающий. Тренировка во время экскурсии, прогулок по закреплению
10
правил передвижения в походе: гуськом, переход дороги шеренгой.
Пальчиковая гимнастика № 2.
2.1.4. Теория: Разные способы ориентирования: по деревьям, солнцу, по
растениям. Ориентирование в разное время суток: ночью по звѐздам
(Полярная звезда ориентирует на север), днѐм по солнцу (если в полдень
установить на земле палку, то еѐ тень будет показывать на север), по
приметам (муравейник всегда находится с южной стороны от стволов
деревьев; кора на берѐзах светлее и эластичнее с южной стороны; мхи и
лишайники расположены с северной стороны деревьев).
Практика: игровые обучающие ситуации по ориентированию на местности.
Пальчиковая гимнастика № 2
2.2. О уризме и туристах
2.2.1. Теория: Виды туризма и времена года. Что мы знаем о видах туризма
(пешеходный, велосипедный, автомобильный, лыжный). Способы и средства
передвижения.
Практика: работа в парах или мини-группой составление тематических
альбомов или коллажа по выбору детей «Лыжный туризм», «Пешеходный
туризм», «Велосипедный туризм», «Автомобильный туризм».
2.2.2. Теория: «Читальный зал юного туриста: истории о путешествиях и
путешественниках, загадки о туризме, стихи, рассказы, произведения малого
фольклорного жанра.
Практика: Решение логических заданий: ребусы, кроссворды, викторины.
Отгадывание загадок. Проговаривание логических заданий.
2.3. Путешествуем по карте
2.3.1. Теория: План маршрута. Кто разрабатывает и составляет карты
Практика: Дидактические игры \ задания с планом маршрута (планом
комнаты). Игра «Где белочка, зайка, мяч?» Дыхательная гимнастика №1
2.3.2. Теория: Топографическая карта, простейшие топографические знаки.
как изображается хвойный, лиственный, смешанный лес, тропинка.
11
Практика: Игровая обучающая ситуация «хвойный лес на карте»,
«лиственный лес на карте», «смешанный лес на карте», «тропинка на карте».
Дыхательная гимнастика №1
2.3.3. Теория: Первое знакомство с компасом.
Практика: Обучающие ситуации «Шагаем на север», «Что растет на
западе?», «Чем богат восток?», «Интересное на юге». Игровые ситуации
«Ориентировка по местности. Дыхательная гимнастика №1
2.4. Где мы были, что мы видели
2.4.1. Теория: Объекты ближайшего окружения (здание детского сада, наша
группа, наш участок). Какие помещения есть в здании детского сада, для чего
они предназначены? Групповые участки, что на них расположено?
Практика: Сюжетно-ролевые игры с куклами и туристским снаряжением,
ребусы, кроссворды, загадки.
2.4.2. Теория: Здания и сооружения вокруг детского сада. Школа: здание,
спортивная
площадка,
места
отдыха
школьников.
Поликлиника,
еѐ
назначение, врачи и посетители. Жилые дома и дворы, детские площадки и
правила поведения на них детей и взрослых.
Практика: Прогулка за территорию детского сада. Поиск социальных
объктов. Определение назначения по внешним признакам. Пальчиковая
гимнастика №2
3.Здоровье в рюкзачке
3.1.Я и моѐ здоровье
3.1.1. Теория: Тело человека. Части тела. Из чего я состою.
Практика: Комплекс упражнений юного туриста, укрепляющих организм.
Дыхательная гимнастика № 2
3.1.2. Теория: Мышцы, кости и суставы, их прочность. Руки и ноги —
«рабочие инструменты» человека.
Практика: Комплекс упражнений юного туриста, укрепляющих организм.
Дыхательная гимнастика № 2
3.2. Охраняй здоровье в походе
12
3.2.1.Теория:Выполнение туристами норм и правил поведения на природе:
будь вежливым в гостях у природы; старайся ничего, кроме знаний и
впечатлений, с собой не уносить; не нарушай дружбу растений и животных с
человеком, оставь природу в целости и сохранности.
Практика: Ролевая игра: «Опасности, подстерегающие юного туриста в
прогулках-походах» Дыхательная гимнастика № 2.
3.2.2. Теория: Детѐныши животных и птиц, их особенности, поведение на
разных этапах взросления. Взаимодействие взрослых животных и птиц со
своими детѐнышами. Опасность, которую представляют мамы детѐнышей
для людей. Охрана детѐнышей животных и птиц туристами. Почему нельзя
пить из водоѐмов, рвать и пробовать на вкус незнакомые грибы, ягоды,
травы.
Практика: Массаж рук и ног, выполнение физических упражнений.
3.3. Скорая помощь юному путешественнику
3.3.1. Теория: Растения — верные друзья. Целебные свойства зелѐных
растений. Знакомство с отдельными лекарственными растениями. Лекарство
под ногами — подорожник.
Практика: Рисунки лекарственных растений. Пальчиковая гимнастика №3.
3.3.2. Теория: Что такое походная медицинская аптечка. Травмы.
Практика: Оказание первой медицинской помощи (перевязки). Пальчиковая
гимнастика №3.
3.4. Народная мудрость на здоровье нам дана
3.4.1.
Теория:
путешественники
История
и
народной
первопроходцы
медицины.
использовали
Как
известные
средства
народной
медицины. Народные рецепты оказания первой помощи при различных
болях и травмах.
Практика: Ситуации по использованию народных рецептов оказания первой
помощи при различных болях и травмах. Разучивание пословиц, поговорок,
загадок о здоровье и здоровом образе жизни.
13
3.4.2.Теория: Погода — враг и погода — друг туриста. Народные приметы в
помощь туристу (о природных явлениях, которые помогают прогнозировать
погоду в ближайшие дни). Например, кучевые облака увеличиваются к
вечеру в размерах, стрижи летают низко, солнце садится в тучу — к дождю;
красная заря утром и к вечеру, к вечеру на западе полоса ясного неба, солнце
садится на безоблачном небе — завтра будет солнечно.
Практика: Как отражать наблюдения за погодой в дневнике юного туриста.
Условные обозначения погодных явлений. Самомассаж №2
4. Весѐлый Рюкзачок занимается физкультурой
4.1. Готовимся к дальним дорогам
4.1.1.Теория:Пешеходный туризм и его особенности.
Практика: Физическая подготовка юного туриста (общеразвивающие
упражнения,
подвижные
игры,
занятия
тренировочного
характера,
спортивные игры с бегом и прыжками). Самомассаж №2
4.1.2.Теория: Ориентирование в пространстве по плану.
Практика: Специальная подготовка (практические занятия по обучению
ходьбе в колонне по одному с соблюдением дистанции, развитию ловкости,
выносливости,
закаливанию);
подготовка
личного
снаряжения,
формулирование правил поведения в походе, выбор места для лагеря,
установка палатки, правила разведения костра. Самомассаж №2
4.2. Игры Весѐлого Рюкзачка
4.2.1. Теория: Опасности, подстерегающие юного туриста в прогулкахпоходах.
Практика: Тематические игровые задания с элементами туристской
техники «Мы туристы», «Переправа через болото», «Пробеги — не упади».
Дыхательная гимнастика № 2.
4.2.2. Теория: Опасности в походе. Разъяснения «Почему нельзя пить из
водоѐмов, рвать и пробовать на вкус незнакомые грибы, ягоды, травы».
Практика:
Игры-соревнования
с
элементами
туризма:
«Полоса
препятствий». Дыхательная гимнастика № 2.
14
4.3. Занимательная физкультура
4.3.1. Теория: Инструктаж к игре. Правила игры
Практика: Занимательные игры интеллектуально- туристического характера
(«12 записок», «Стрелки») с использованием техники общеразвивающих
упражнений (ползание, лазание, равновесие, прыжки).
4.3.2. Теория: Инструктаж детей. Правила прогулки-похода.
Практика: Оздоровительная прогулка-поход «Вот моя улица, вот и мой
дом». Дыхательная гимнастика № 2.
4.4. Пора в путь-дорогу
4.4.1. Теория: Пешеходный туризм и его особенности.
Практика: Игры по спортивному ориентированию: «Найди и запомни»,
«Самый наблюдательный» (учим ориентироваться по плану). Дыхательная
гимнастика №3
4.4.2. Теория: Правила прогулки-похода. Разъяснения
«Особенности
весенней прогулки-похода»
Практика: Прогулка-поход с наблюдением за природой: весеннее цветение,
состояние трав и растений, погода. Дыхательная гимнастика №3
1.4. Планируемые результаты.
Программа обеспечивает достижение воспитанниками следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Метапредметные:
ребѐнок приобретает хорошую физическую форму;
повышается индекс здоровья детей в ДОО;
ребѐнок не испытывает тревожности по отношению к природе;
15
Личностные:
проявляет
любознательность,
задаѐт
вопросы взрослым
и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей;
способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, вступать в свободную
коммуникацию со взрослыми и сверстниками;
ребѐнок находится в гармонии с собой и с другими людьми,
обретает социальную уверенность;
Предметные:
овладевает
нормативным
поведением
в
разных
формах
туристской деятельности, подчиняется необходимым в туристическом
походе правилам;
следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, соблюдает правила безопасного поведения; –
применяет знания, полученные в туристической деятельности, в разных
культурных практиках;
обладает установкой на ценностное отношение к объектам
историко-культурного наследия и природе родного края, элементарной
экологической культурой.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год.
№
Основные характеристики
образовательного процесса
1
Количество учебных дней
34
2
Количество учебных недель
34
3
Количество часов в неделю
1
16
4
Недель в 1 полугодии
16
5
Недель во 2 полугодии
21
6
Начало занятий
7
Каникулы
8
Выходные дни
9
Окончание учебного года
С 15 сентября
С 31 декабря по 8 января
23 февраля, 8 марта, 1-3 мая, 9
мая.
31 мая
2.2.Условия реализации программы.
Материально техническое обеспечение:
Модели:
Глобус Земли физический М 1 : 50 млн
Физические карты РФ, мира
План-карты, схемы «Моя группа», «Мой участок», «Мой детский сад»
Туристское снаряжение:
Палатка
Рюкзаки
Туристические коврики
Костровое оборудование
Медицинская аптечка
Верѐвка основная и вспомогательная (по 30 метров), верѐвки мелкие
(для верѐвочного курса)
Компасы
Оборудование для турэстафет: «кочки», «мышеловка» и др.
Топографические игры, дидактический материал:
топографические лото,
разрезные игры по теме прогулки-похода;
цветные кубики для разметки пути и обозначения заданий для детей;
карточки условных топографических знаков;
мячи, скакалки, бадминтон .
17
Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования,
образованнее высшее педагогическое.
Методические материалы:
Альбомы, созданные педагогами совместно с детьми:
«Лекарственные растения»
«Грибы»
«Правила поведения на природе»
«Типы костров»
«Погода по приметам»
«Узнай по следам»
«Лесные правила»
«Загадки о туризме»
Объекты натуральные:
Гербарий культурных растений
Гербарий дикорастущих растений
Коллекции плодов, семян, шишек, грибов
Коллекции камней
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
18
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты
которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных
требований.
Беседа № 1 «Рюкзачок открывает мир»:
1. Назови правила поведения в природе.
2. Что я знаю о возникновении и развитии города?
3. Что я видел по дороге домой?
4. Как семья проводит выходной день?
Беседа №2 «Рюкзачок готовится в поход»:
1. Что такое поход?
2. Турист – это кто?
3. Кто разрабатывает и составляет карты?
4. Какие помещения есть в здании детского сада, для чего они
предназначены?
Беседа №3 «Здоровье в рюкзачке»
1. Я — человек. Как я устроен?
2. Опасности, подстерегающие юного туриста в прогулках-походах?
3. Какие растения лекарственные?
4. Какие народные приметы в помощь туристу?
Беседа №4 «Весѐлый Рюкзачок занимается физкультурой»
1. Личное снаряжение туриста?
2. Правил безопасного поведения на природе и во время движения?
3. Почему нельзя трогать детѐнышей животных?
4. Аптечка в рюкзаке?
Диагностика проводиться 2 раза в год. Оценочные материалы,
используемые для диагностики.
Теория:
1. Что такое туризм?
2. Турист – это кто?
3. Личное снаряжение туриста?
19
4. Что нужно для похода?
Практика:
Ф.И.О.
Укладка
рюкзака
Вязка узлов
Разные способы
ориентирования
Оказание
первой
помощи
3. Список литературы
20
1.
Алексеев
А.А.
Питание
в
туристском
походе.
М.,
1995.
http://www.dostoyaniepokoleniy.ru/upload/iblock/eeb/eeb5ab87e94bcf5fe25eb8b581a3c57b.pdf
2. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. М., 1994. http://www.vertikalpechatniki.ru/bibl/uzly_rast_an/uzly_rast_an.htm
3. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по
культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного
возраста.
М.,
1997.
https://doshkolniki.org/programmy/arxiv/programma-
semiczvetik.html
6. Бакина Н.А., Серебрякова Т.А. Помоги себе сам: система работы по
воспитанию у детей дошкольного возраста основ ценностного отношения к
своему
здоровью.
Н.
Новгород,
2005.
https://www.my-
nevalyashki.ru/images/200/173/Ekologicheskoe_obrazovanie_v_doshkolnom_vozr
aste_T_A_Serebryakova.pdf
7. Барышева Ю.А. Формирование эколого-краеведческих знаний в начальной
школе.
М.,
1997.
https://old-
firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/veselyj_ryukzachok.pdf
8.
Юные
инструкторы
туризма.
М.,
2002.
http://dooctk-
salavat.ucoz.ru/programma_junye_instruktory_turizma.pdf
9. Юные туристы-краеведы. М., 2004.
21