Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 27 «Центр развития ребенка – детский сад «Малыш» 623532, Свердловская область, город Богданович, улица 1-й квартал, дом 17а, тел. 8 (34376) 54324; 8(34376) 54224; 8(34376)54325 e-mail - mkdou27@uobgd.ru ПРИНЯТ Педагогическим советом МАДОУ «Малыш» протокол № 1 от « 04» сентября 2024 г. УТВЕРЖДЕН директором МАДОУ «Малыш» _________________ Т.Н. Алимпиевой Учебный план основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования на 2024-2025 учебный год г. Богданович 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативные основания разработки учебного плана Учебный план основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования (далее ООП – ОП ДО) на 2024-2025 учебный год разработан в соответствии с нормативными правовыми документами: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); Приказом Министерства образования и Просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 1.2. Учебный план разработан с учетом следующих принципов: развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; научной обоснованности и практической применимости; полноты, необходимости и достаточности; интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра; возможности варьирования содержания образования и использования методического обеспечения и образовательных технологий с учетом возможностей дошкольной образовательной организации и особенностей развития детей. 1.3. Программно-целевые основания разработки учебного плана (учебнометодический комплект ООП – ОП ДО) Учебный план ООП – ОП ДО разработан с учетом: Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155; Федеральной образовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028); УМК образовательной программы дошкольного образования из комплекса вариативных «Радуга»: С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др.; науч. Рук. Е.В. Соловьева Радуга. - 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2016. - 232 с.; Рецензия РАО от 25 августа 2014 г. УМК парциальной программы дошкольного образования «СамоЦвет».– /авторы О. А. Трофимова, О. В. Толстикова; Н. В. Дягилева, О. В. Закревская и др., Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016 г./; УМК образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. — 160 с. (2-е дополненное издание); Рецензия. Протокол № 11 от 10.06.2019 г. заседания Ученого совета Факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО МПГУ; примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (авторысоставители: Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., Кириллов И.Л., Давыдова В.Е., Мищенко И.С.); парциальной программой музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой; возрастных и индивидуальных образовательных потребностей воспитанников. Содержание Основной общеобразовательной программы дошкольного образования способствует развитию личности, мотивации и способностей воспитанников в различных видах деятельности и охватывает образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. 1.4. Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики с учетом СанПиН 1.2.3685-21) Согласно календарному учебному графику ООП-ОП ДО 2024-2025 учебный год (образовательный период) в МАДОУ «Малыш» начинается 1 сентября 2024 года и заканчивается 31 мая 2025 года. Детский сад функционирует в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 11-ти часовое пребывание воспитанников в дошкольном учреждении. В МАДОУ «Малыш» функционирует 6 групп общеразвивающей направленности: группа раннего возраста №1 (дети с 1,5 до 2 лет); группа раннего возраста №2 (дети с 2 до 3 лет); младшая группа (дети с 3 до 4 лет); средняя группа (дети с 4 до 5 лет); старшая группа (дети с 5 до 6 лет); подготовительная к школе группа (дети с 6 до 7 (8) лет). Учебный план МАДОУ «Малыш» на 2024-2025 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим объем учебного времени в обязательной части ООП – ОП ДО и части, формируемой участниками образовательных отношений, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает вариативность образования, отражает специфику детского сада, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги и реализуется через УМК парциальной программы «СамоЦвет» в совместной деятельности с детьми. Каждой образовательной области соответствует направление образовательной деятельности. В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования: Социально-коммуникативное развитие: социальные отношения; формирование основ гражданственности и патриотизма; трудовое воспитание; формирование основ безопасного поведения. Познавательное развитие: сенсорные эталоны и познавательные действия; окружающий мир; природа; математические представления. Речевое развитие: формирование словаря; звуковая культура речи; грамматический строй речи; связная речь; интерес к художественной литературе; подготовка детей к обучению грамоте. Художественно-эстетическое развитие: приобщение к искусству; изобразительная деятельность; конструктивная деятельность; музыкальная деятельность; театрализованная деятельность; культурно-досуговая деятельность. Физическое развитие: основная гимнастика; подвижные игры; спортивные упражнения; формирование основ здорового образа жизни; активный отдых. Образовательная деятельность по освоению содержания образовательных областей отражена в режиме занятий воспитанников. Количество и продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности (НОД) установлено в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 (в действующей редакции), возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. Продолжительность НОД: для детей с 1,5 до 3 лет – 10 минут; для детей с 3 до 4 лет – 15 минут; для детей с 4 до 5 лет – 20 минут; для детей с 5 до 6 лет – 25 минут; для детей с 6 до 7(8) лет – 30 минут. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, не более: для детей с 1,5 до 3 лет –20 минут; для детей с 3 до 4 лет – 30 минут; для детей с 4 до 5 лет – 40 минут; для детей с 5 до 6 лет – 50 минут или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна; для детей с 6 до 7 лет – 90 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную непосредственно образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности – 10 минут. В середине непрерывной непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организовывается в первую половину дня. НОД по физическому развитию для детей от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Один раз в неделю для детей 5-7 лет круглогодично организовываются занятия на открытом воздухе. Они проводятся только при отсутствии у воспитанников медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. Если в регионе неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, существует высокий риск заражения детей инфекционными заболеваниями, в том числе коронавирусной инфекцией, любые формы работы с детьми, которые предполагают массовость, например, концерты, общесадовские праздники, выездные экскурсии и другие, будут отменены. Учебный план основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования (для детей раннего возраста) Образовательная область Вид деятельности детей Возрастные группа 2, 3 год жизни Количество НОД в неделю Обязательная часть Физическое развитие: основная гимнастика; подвижные игры; Двигательная 3 спортивные упражнения; формирование основ здорового образа жизни; активный отдых. Познавательное развитие: сенсорные эталоны и Предметная, познавательные действия; экспериментирование с 2 окружающий мир; материалами и веществами природа; математические представления. Речевое развитие: формирование словаря; звуковая культура речи; грамматический строй речи; Речевая 1 связная речь; интерес к художественной литературе; подготовка детей к обучению грамоте. Социально-коммуникативное развитие: социальные отношения; Ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками формирование основ под руководством взрослого гражданственности и игровая, самообслуживание и элементарные патриотизма; трудовые действия трудовое воспитание; формирование основ безопасного поведения. Художественно-эстетическое Музыкальная 2 развитие: Изобразительная 2 приобщение к искусству; изобразительная деятельность; конструктивная деятельность; Конструирование из мелкого и крупного музыкальная деятельность; строительного материала театрализованная деятельность; культурно-досуговая деятельность. Итого (обязательная часть) 10 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Программа «СамоЦвет» Интегрированная деятельность в центрах активности организуется в совместной деятельности с детьми Итого (часть, формируемая участниками образовательных отношений) Итого: 10 Примечание. Ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого игровая, самообслуживание и элементарные трудовые действия, конструирование из мелкого и крупного строительного материала организуются в совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей. *Адаптационный период выстаивается индивидуально по мере послупления ребенка в ДОУ на основе договора и длится с 2 недель до половины года. Учебный план основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования Образовательная область Физическое развитие: основная гимнастика; подвижные игры; спортивные упражнения; формирование основ здорового образа жизни; активный отдых. Познавательное развитие: сенсорные эталоны и познавательные действия; окружающий мир; природа; математические представления. Речевое развитие: формирование словаря; звуковая культура речи; грамматический строй речи; связная речь; интерес к художественной литературе; подготовка детей к обучению грамоте. Социально-коммуникативное развитие: социальные отношения; формирование основ гражданственности и патриотизма; Вид деятельности Возрастные группы детей 4 год жизни 5 год жизни 6 год жизни Обязательная часть ООП ОП ДО Двигательная познавательноисследовательская деятельность и экспериментирование 7 год жизни 3 3 3 3 2 2 2,5 2,5 2 2 2 3 Речевая Общение со взрослым и сверстниками, игровая, элементарная трудовая деятельность трудовое воспитание; формирование основ безопасного поведения. Художественно-эстетическое развитие: приобщение к искусству; изобразительная деятельность; конструктивная деятельность; музыкальная деятельность; театрализованная деятельность; культурно-досуговая деятельность. Итого (обязательная часть) Музыкальная 2 2 2 2 Изобразительная 0 0 2 3 Конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка 9 9 11,5 Часть, формируемая участниками образовательных отношений ООП – ОП ДО Формирование предпосылок Игровая, речевая, 0,5 финансовой грамотности безопасность, познавательноисследовательская Программа «СамоЦвет» Интегрированная 1 1 1 деятельность Итого (часть, формируемая участниками образовательных 1 1 1,5 отношений) Итого:10 10 10 13 13,5 0,5 1 1,5 15 Примечание. Общение со взрослым и сверстниками, игровая, элементарная трудовая деятельность, конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка, изобразительная деятельность организуются в совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей.