Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 27
«Центр развития ребенка – детский сад «Малыш»
623532, Свердловская область, город Богданович, улица 1-й квартал, дом 17 а,
тел. 8 (34376) 5-43-24, e-mail - mkdou27@uobgd.ru
ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом
МАДОУ «Малыш»
протокол №
от « » августа 2023 г.
директором МАДОУ «Малыш»
___________ Т.Н. Алимпиевой
Приказ №
от « » августа 2023 г.
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Веселый рюкзачок»
Туристско-краеведческой направленности
для детей 6-7 года жизни.
Cрок реализации - 1 год.
Автор-разработчик:
Дягилева
Алена Алексеевна
педагог дополнительного
образования
ГО Богданович, 2023 г.
Содержание программы:
№
Наименование
п.п
1. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3. Содержание общеразвивающей программы
1.4. Планируемые результаты
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы контроля и оценочные материалы
3. Список литературы
стр.
3
3
6
9
16
17
17
17
19
21
1. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность: туристско-краеведческая.
Актуальность.
Необходимость разработки программы продиктована значимостью
дошкольного детства как начального этапа формирования личности
человека, воспитания у него ответственного отношения к окружающей
природной и социальной среде. Современные условия жизни и образования
предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния и
общекультурной готовности ребѐнка при переходе из детского сада в
общеобразовательную школу. В связи с этим растѐт необходимость в таких
подходах к оздоровлению детей, которые могли бы не только повышать
физическую подготовленность дошкольников, но и одновременно развивать
их
интеллектуальные,
познавательные
способности,
социальную
компетентность.
Анализ специальной литературы и наш практический опыт показали,
что одним из таких подходов является использование элементов туризма в
работе с дошкольниками. Однако практика показывает, что используются
они в детских садах в основном бессистемно, для решения изолированных
друг от друга целей: познавательных, воспитательных, оздоровительных.
Туризм не только совершенствует двигательную сферу ребѐнка, но и
формирует его 5 личностные качества, создаѐт социальные ситуации
развития дошкольника. Возможности туризма ещѐ не полностью оценены в
дошкольном образовании. Мы полагаем, что это связано с тем, что не
разработана программа комплексного использования туризма в условиях
ДОО.
Федеральный уровень:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ №273) редакция от 02.07.2021 (с изм. и
доп., вступ. в силу с 13.07.2021);
Федеральный Закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакции 2013г.)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021г. №2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима
работы
образовательных
организации
режима
работы
образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее –
СанПиН);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018г. № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
ноября
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9
2018г.
осуществления
№
«Об
утверждении
образовательной
общеразвивающим
осуществления
196
программам»
Порядка
деятельности
(далее
образовательной
–
по
организации
дополнительным
Порядок
деятельности
по
и
организации
и
дополнительным
общеразвивающим программам);
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций».
Примерная
программа
воспитания
(одобрена
решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20);
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 г. Москва «О направлении
методических
рекомендаций»
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ.
Региональный уровень:
01.08.2019
Постановление
г.
№
461
Правительства
ПП
«О
Свердловской
региональном
области
модельном
дополнительного образования детей Свердловской области»;
от
центре
Постановление
Правительства
Свердловской
области
от
06.08.2019 г. №503 ПП «О системе персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей на территории Свердловской области»;
Приказ Министерства образования и молодѐжной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
Приказ Министерства образования и молодѐжной политики
Свердловской
области
методических
от
26.06.2019
рекомендаций
г.
№70-Д
«Правила
«Об
утверждении
персонифицирования
дополнительного образования детей в Свердловской области».
Уровень дошкольной образовательной организации:
Устав МАДОУ «Малыш».
Отличительные особенности программы, новизна.
Туризм
—
направленный
на
тренированности,
особый
вид
укрепление
выносливости
социальной
деятельности
здоровья,
повышение
организма,
познание
человека,
физической
и
общение.
Проанализировав специальную литературу, мы выделили следующие виды
туризма:
– спортивный — вид спорта, в основе которого лежат соревнования на
преодоление разных по трудности препятствий в природной среде (дороги и
тропы с различным покрытием, бездорожье, переправы, перевалы, вершины,
пороги, каньоны, пещеры) и на искусственном рельефе;
– рекреационный — связан с передвижением людей в свободное
время в целях отдыха, для восстановления их физических и душевных сил;
– краеведческий — посвящѐн изучению историко-культурного
потенциала страны, еѐ социокультурной среды, особенностей бытовой и
хозяйственной деятельности;
– историко-культурный — наиболее широко распространѐнный вид
активного познавательного отдыха, основанный на интересе к природному и
историко-культурному наследию во всѐм его разнообразии;
– эколого-оздоровительный — туризм, обращѐнный к природе, не
наносящий ей ущерба, нацеленный на экологическое образование и
просвещение,
формирование
дружественных
отношений
с
природой,
использование еѐ здоровье формирующих ресурсов.
Адресат. Дети от 6 до 7 лет.
Режим занятий.
Периодичность – 1раз в неделю,
продолжительность - 30 минут,
Объѐм. Общее количество учебных часов - 35 часов.
Срок освоения. Объем программы 35 недель.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Перечень форм обучения. Групповая, фронтальная.
Перечень видов занятий. Беседа, практическое занятие, экскурсия,
открытое занятие.
Перечень
форм
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: выставки, беседа, практическое занятие.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
целостное развитие личности ребѐнка средствами рекреационного,
эколого-оздоровительного, краеведческого туризма;
продолжение формирования мотивации к самостоятельной двигательной
и туристко-краеведческой деятельности;
освоение детьми ценностей общества, природы, здоровья, физической
культуры.
Задачи.
Обучающие:
закреплять и формировать новые двигательные навыки и умения,
развивать физические качества (силу, быстроту, двигательную координацию,
выносливость, ловкость);
формировать навыки преодолевать препятствия на маршруте,
творчески используя приобретѐнный двигательный опыт;укрепить здоровье и
обеспечить активный отдых;
закрепить имеющиеся знания о туризме и его основных видах,
туристском природопользовании, познакомить с необычными видами
туризма;
продолжить формировать умение ориентироваться на знакомой и
незнакомой
местности,
пользуясь
схемой,
планом,
элементарными
топографическими знаками;
продолжить работать с компасом;
закрепить знания о туристской технике, конкретных умениях и
навыках, правила поведения в окружающей среде и в туристическом походе;
продолжить формировать специальные туристские знания и
умения: как готовятся к прогулкам-походам разного назначения и форм
организации, как меняется оснащение и снаряжение юного туриста в
зависимости от цели и содержания похода;
Развивающие:
формировать основы компетентного общения,
развивать
умение
адекватно
воспринимать
специальную
информацию в процессе прогулок-походов;
развивать любознательность, устойчивый интерес к природе
родного края;
расширить объѐм знаний о родном крае — улице, районе, городе,
области, социально-культурных и исторических объектах;
формировать устойчивый интерес к разным видам туризма,
общению с разными людьми, получению новой информации об окружающем
мире;
обогащать экологические знания и представления, развивать
умение их применять в туристических прогулках — походах.
Воспитательные:
воспитывать потребность в здоровом образе жизни, гуманное
отношение к окружающему миру;
воспитывать основы ценностного отношения к миру природы и
социальному окружению;
воспитывать гражданственность и позитивную социальную
позицию;
края,
продолжить воспитывать уважение к истории и культуре родного
национальным
эстетической культуры.
и
культурным
традициям,
развивать
основы
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3
1.4
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
Название раздела, темы
Вводное занятие «Квестигра: ищем клад»
(диагностика)
Рюкзачок открывает мир
Природа родного края
Мой край родной
Давайте познакомимся
Вместе с папой, вместе с
мамой
Рюкзачок готовится в
поход
Здравствуй, Рюкзачок
О туризме и туристах
Путешествуем по карте
Где мы были, что мы
видели
Здоровье в рюкзачке
Я и моѐ здоровье
Охраняй здоровье в походе
Скорая помощь юному
путешественнику
Народная мудрость—
туристятам
Весѐлый Рюкзачок
занимается физкультурой
Готовимся к дальним
дорогам
Игры Весѐлого Рюкзачка
Занимательная физкультура
Пора в путь-дорогу
Итоговое занятие «Играпоход» (диагностика)
Количество часов
Всего
1
Теория
0,5
Практика
0,5
Беседа № 1
7
1
0,5
0,5
2
2
2
1
1
1
1
1
1
Беседа № 2
10
4
2
2
2
Форма
контроля
2
1
1
1
2
1
1
1
Беседа № 3
8
2
2
3
1
1
1,5
1,5
1
0,5
0,5
1
1
Беседа № 4
8
3
1,5
1,5
2
1
2
1
1
0,5
1
0,5
1
0,5
1
0,5
Содержание учебного плана.
Вводное занятие «Квест-игра: ищем клад» (диагностика)
Теория: беседа, словесное озвучивание задания
Практика: задание «Сложи рюкзак», задание «Завяжи правильно узел»,
«Как не потеряться в лесу?», «Что делать, если ты поранился».
1. Рюкзачок открывает мир
1.1.Природа родного края
1.1.1 Теория: Почвенно-климатические условия края и разнообразие
растений.
Практика: Альбомы: Фотокадры родной природы. Растения Урала.
1.2. Мой край родной
1.2.1. Теория: Основатель города Богданович. Кем основан город? История
города в фотографиях.
Практика: Коллаж «Богданович вчера и сегодня» по технологии «река
времени»
1.2.2. Теория: Рассказы о событиях, происходивших в городе в разные
исторические эпохи и послуживших основанием для открытия памятников.
Практика: Пешая прогулка к памятникам и мемориалам.
1.3 Давайте познакомимся
1.3.1Теория: Спортивные сооружения города.
Практика: Экскурсия в спортивный комплекс «Колорит».
1.3.2.Теория: Интересные профессии жителей города. Мастера своего дела
— почему их так называют.
Практика: Мастер класс.
1.4.Вместе с папой, вместе с мамой
1.4.1Теория: Беседа о том, где и что видели дети вместе с родителями, о
семейных
путешествиях,
прогулках,
походах.
Походы
всей
семьѐй,
обязанности каждого члена семьи в походе. Специальное снаряжение для
младших членов семьи.
Практика: Совместная деятельность
по оформлению фотоальбомов,
страничек о семейных путешествиях, стенгазет о походах.
1.4.2 Теория: Наши коллекции (памятные сувениры и подарки, привезѐнные
из походов). Что такое коллекционирование. Оформление музейных
экспозиций в детском саду.
Практика: Совместная деятельность
по оформлению фотоальбомов,
страничек о семейных путешествиях, стенгазет о походах.
2. Рюкзачок готовится в поход
2.1.Здравствуй, Рюкзачок
2.1.1.Теория: Что взять с собой в поход. Всѐ о рюкзаке, обуви и одежде
туриста.
Практика: Укладывание рюкзака детьми.
2.1.2.Теория: Основные узлы, их назначение, способы завязывания. Узлы
для связывания верѐвок одинакового диаметра (прямой, ткацкий). Узлы для
страховки (простой проводник, восьмѐрка). Узлы для привязывания верѐвки
к опоре (удавка, схватывающий). Дополнительные узлы, в том числе
«пустышка», их назначение.
Практика: Завязывание простейших туристских узлов.
2.1.3 Теория: Привал: малый, большой; бивак. Организация привала.
Чистота на привале. Правила поведения при передвижении в городе, в лесу, у
реки, при спуске и подъѐме по склону.
Практика: Тренировка во время экскурсии, прогулок по закреплению
правил передвижения в походе: гуськом, переход дороги шеренгой.
2.1.4. Теория: Правила разведения костра на привале.
Практика: Тренировка в складывании костровых форм: шалашиком,
колодцем. Имитация костра с помощью счѐтных палочек, карандашей.
Разведение костра на настоящих веточках.
2.2. О туризме и туристах
2.2.1.Теория: Люди путешествуют по-разному. Необычные виды туризма:
спелеотуризм (посещение и изучение горных пещер), конный (путешествие
на лошадях), путешествие на воздушном шаре. Что необходимо туристу,
выбравшему необычный вид путешествия (водный, воздушный, автотуризм).
Практика: Практические задания по вязанию узлов
2.2.2.Теория: Межпланетный (космический) туризм — возможно ли это? Как
может
выглядеть
другая обитаемая
планета? Какие фантастические
животные, растения и разумные обитатели живут на придуманной детьми
планете?
Практика: Нарисовать межпланетный туризм
2.3. Путешествуем по карте
2.3.1.Теория: Что такое топографические знаки? Какие бывают карты?
Практика: Топографическая игры: «Самый наблюдательный»
2.3.2.Теория: Компас. Устройство и назначение компаса. Стороны света:
север (С), юг (Ю), восток (В), запад (З) на компасе.
Практика: Определение севера, юга по компасу. Путешествие с компасом
по группе детского сада.
2.4. Где мы были, что мы видели
2.4.1Теория: Летательные аппараты: воздушный шар, дирижабль, планѐр,
самолѐт, вертолѐт, ракета. Кто путешествует на летательных аппаратах.
Профессия — лѐтчик. Знаменитые лѐтчики России.
Практика: Сюжетно-ролевые игры на темы о туризме, путешествиях и
путешественниках.
2.4.2.Теория: Великие реки России. На каких реках мы побывали вместе с
семьѐй и друзьями.. Волга — великая русская река. Города, посѐлки, сѐла,
расположенные на берегах реки Волги, чем они знамениты. Народности и
национальности, проживающие на Волге. Охрана реки от загрязнения.
Практика: Карта путешествий детей группы по рекам России
3. Здоровье в рюкзачке
3.1.Я и моѐ здоровье
3.1.1. Теория: «Мои помощники». Внешнее строение тела человека. Что я
могу: бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и
холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям. Значение и
функции органов зрения, слуха, обоняния, осязания. Меры профилактики
травматизма. Правила бережного отношения к органам чувств.
Практика: Комплексы укрепляющих упражнений для глаз. Организация
экспериментальной деятельности: «Что происходит с зрачком при ярком и
слабом свете», «Узнай на вкус», «Угадай, что звучит».
3.1.2.Теория: Зачем человеку кожа? Что такое кожа, чем она покрыта.
Правила ухода за кожей.
Практика: Проведение простейших опытов: «Тѐплое и холодное», «Укол».
3.2. Охраняй здоровье в походе
3.2.1.Теория: Предметы личной гигиены, правила личной гигиены в походе:
уход за телом, одеждой. Новые средства гигиены: антибактериальные
салфетки, одноразовые носовые платки и полотенца. Почему туристу нужны
спальный мешок и запасная чистая одежда.
Практика: Игра с мячом «Можно — нельзя» (какие предметы гигиены брать
в поход).
3.2.2.Теория: Первая помощь при перегреве на солнце. Использование
природных
«лекарей»:
подорожника,
мха-сфагнума,
медуницы
(кровоостанавливающие средства).
Практика: Первая медицинская помощь (накладывание шины, перевязки и
т.д.).
3.3. Скорая помощь юному путешественнику
3.3.1Теория: Правила безопасного поведения в походе и умение оказывать
первую помощь при ушибе, порезах, ожоге, обморожении. Зачем туристу
аптечка. Лекарства, которые должны быть в аптечке туриста, способы
пользования аптечкой. Почему важно обращаться за помощью к взрослому.
Практика: Игра «Кто правильно соберѐт аптечку туриста». Практическое
задание на усвоение знаний, какая помощь необходима при ушибах, порезах,
обморожениях, укусах. Разгадывание загадок на тему лекарств, необходимых
туристу
3.3.2.Теория: «Аптека под ногами». Подорожник — почему он так
называется. Листья подорожника — ранозаживляющее средство при ушибах,
нарывах. Другие полезные свойства подорожника. Лекарственные растения и
травы. Деревья — «лекари в зелѐных халатах».
Практика: Стихи, загадки, пословицы о целебных свойствах подорожника.
3.3.3. Теория: Польза насекомых для природы и человека. Пчела, еѐ роль в
природе и в жизни человека. Мѐд — продукт пчеловодства. Дикие и
домашние пчѐлы. Пасека — место, где живут домашние пчѐлы. Профессия
— пчеловод. Гнѐзда диких пчѐл. Укус пчелы и его последствия для человека.
Правила поведения с жалящими насекомыми и способы оказания первой
помощи.
Практика: способы оказания первой помощи при укусе пчелы.
3.4. Народная мудрость на здоровье нам дана
3.4.1Теория: Сказки о путешественниках и путешествиях. Средства
передвижения путешественников в сказках — ковѐр-самолѐт, чудо-печка,
волшебные птицы и драконы, корабли, сказочные кони. Путешественники в
сказках: барон Мюнхгаузен, Иванушка-дурачок, Лягушка-путешественница,
Бременские музыканты. Что брали с собой в путешествия сказочные герои?
Как природа помогала сказочным путешественникам?
Практика: Разучивание пословиц, поговорок, загадок о здоровье и здоровом
образе жизни. Сочинение сказок детьми.
4. Весѐлый Рюкзачок занимается физкультурой
4.1 Готовимся к дальним дорогам
4.1.1.Теория Огонь, как явление неживой природы. Необходимость огня, как
условия жизни на Земле. Легенда о Прометее. Костѐр на привале туристов.
Разные виды костров: «звезда», «шалаш». Почему только взрослые могут
разводить костѐр. Правила обращения с костром для всех туристов. Когда
огонь становится врагом. Опасность пожара в лесу и как еѐ предотвратить.
Правила пожарной безопасности для туристов.
Практика: Загадки об огне и костре. Игры-эстафеты «Собери ветки для
костра», «Юные пожарные».
4.1.2.Теория: Способы ориентирования туриста в разное время суток, в
незнакомой местности.
Практика: Физическая подготовка юного туриста (общеразвивающие
упражнения, подвижные игры, игры-эстафеты тренировочного характера,
соревнования с использованием сюжетных ситуаций, физической силовой
нагрузкой и логическими заданиями, спортивные игры с бегом и прыжками).
4.1.3.Теория: Распределение обязанностей, отличительные знаки для
ответственных лиц. Как ремонтировать рюкзак и одежду.
Практика: Упражнения на укрепление свода стопы; закаливание; развитие
ловкости, выносливости, силы воли.
4.2. Игры Весѐлого Рюкзачка
4.2.1Теория: Правила питания в походе. Можно ли пить много воды в
походе? Выбор способов упаковки и транспортировки продуктов. Выбор
места для лагеря.
Практика: Тематические подвижные игры с элементами туристской техники
«Мы туристы», «Переправа через болото», «Пробеги — не упади».
4.2.2.Теория: Установка палатки. Правила разведения костра, подготовка
личного снаряжения.
Практика:
Игры-соревнования
«Белкистрелки»;
«Следопыты»,
с
«12
элементами
туристской
техники:
записок»,
«Зарница»,
«Полоса
препятствий», «Путешествие по карте», «Мини-поход».
4.3.Занимательная физкультура
4.3.1.Теория: Демонстрация
фильмов,
игры-пантомимы
мультфильмов,
на
спортивные
слайдов,
темы
с
документальных
педагогическим
коментированием.
Практика: Оздоровительная прогулка-поход «Вот моя улица, вот и мой
дом».
4.4. Пора в путь-дорогу
4.4.1.Теория: Физическая подготовка юного туриста (общеразвивающие
упражнения,
подвижные
игры,
занятия
тренировочного
характера,
спортивные игры с бегом и прыжками). Пешеходный туризм и его
особенности.
Практика: Игры по спортивному ориентированию: «Найди и запомни»,
«Самый наблюдательный» (учим ориентироваться по плану).
4.4.2Теория: Наблюдение за природой: весенние цветение, состояние трав и
растений, погода.
Практика: Прогулка-поход
1.4. Планируемые результаты.
Программа обеспечивает достижение воспитанников следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Метапредметные:
- ребѐнок приобретает хорошую физическую форму;
-повышается индекс здоровья детей в ДОО;
– ребѐнок не испытывает тревожности по отношению к природе;
Личностные:
-
проявляет
любознательность,
задаѐт
вопросы
взрослым
и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей;
– способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, вступать в свободную
коммуникацию со взрослыми и сверстниками;
– ребѐнок находится в гармонии с собой и с другими людьми,
обретает социальную уверенность;
Предметные:
- овладевает нормативным поведением в разных формах туристской
деятельности, подчиняется необходимым в туристическом походе правилам;
– следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, соблюдает правила безопасного поведения; –
применяет знания, полученные в туристической деятельности, в разных
культурных практиках;
– обладает установкой на ценностное отношение к объектам историкокультурного наследия и природе родного края, элементарной экологической
культурой.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год.
№
Основные характеристики
образовательного процесса
1
Количество учебных дней
35
2
Количество учебных недель
35
3
Количество часов в неделю
1
4
Недель в 1 полугодии
16
5
Недель во 2 полугодии
21
6
Начало занятий
С 15 сентября
7
Каникулы
С 31 декабря по 8 января
8
Выходные дни
9
Окончание учебного года
23 февраля, 8 марта, 1-3 мая, 9
мая.
31 мая
2.2.Условия реализации программы.
Материально техническое обеспечение:
Модели:
Глобус Земли физический М 1 : 50 млн
Физические карты РФ, мира
План-карты, схемы «Моя группа», «Мой участок», «Мой детский сад»
Туристское снаряжение:
Палатка
Рюкзаки
Туристические коврики
Костровое оборудование
Медицинская аптечка
Верѐвка основная и вспомогательная (по 30 метров), верѐвки мелкие
(для верѐвочного курса)
Компасы
Оборудование для турэстафет: «кочки», «мышеловка» и др.
Топографические игры, дидактический материал:
топографические лото,
разрезные игры по теме прогулки-похода;
цветные кубики для разметки пути и обозначения заданий для детей;
карточки условных топографических знаков;
мячи, скакалки, бадминтон .
Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования,
образованнее высшее педагогическое.
Методические материалы:
Альбомы, созданные педагогами совместно с детьми:
«Лекарственные растения»
«Грибы»
«Правила поведения на природе»
«Типы костров»
«Погода по приметам»
«Узнай по следам»
«Лесные правила»
«Загадки о туризме»
Объекты натуральные:
Гербарий культурных растений
Гербарий дикорастущих растений
Коллекции плодов, семян, шишек, грибов
Коллекции камней;
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты
которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных
требований.
Беседа № 1 «Рюкзачок открывает мир»:
1. Назови правила поведения в природе.
2. Что я знаю о возникновении и развитии города?
3. Что я видел по дороге домой?
4. Как семья проводит выходной день?
Беседа №2 «Рюкзачок готовится в поход»:
1. Что такое поход?
2. Турист – это кто?
3. Кто разрабатывает и составляет карты?
4. Какие помещения есть в здании детского сада, для чего они
предназначены?
Беседа №3 «Здоровье в рюкзачке»
1. Я — человек. Как я устроен?
2. Опасности, подстерегающие юного туриста в прогулках-походах?
3. Какие растения лекарственные?
4. Какие народные приметы в помощь туристу?
Беседа №4 «Весѐлый Рюкзачок занимается физкультурой»
1. Личное снаряжение туриста?
2. Правил безопасного поведения на природе и во время движения?
3. Почему нельзя трогать детѐнышей животных?
4. Аптечка в рюкзаке?
Диагностика проводиться 2 раза в год. Оценочные материалы,
используемые для диагностики.
Теория:
1. Что такое туризм?
2. Турист – это кто?
3. Личное снаряжение туриста?
4. Что нужно для похода?
Практика:
Ф.И.О.
Укладка
рюкзака
Вязка узлов
Разные способы
ориентирования
Оказание
первой
помощи
3. Список литературы
1.
Алексеев
А.А.
Питание
в
туристском
походе.
М.,
1995.
http://www.dostoyaniepokoleniy.ru/upload/iblock/eeb/eeb5ab87e94bcf5fe25eb8b581a3c57b.pdf
2. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. М., 1994. http://www.vertikalpechatniki.ru/bibl/uzly_rast_an/uzly_rast_an.htm
3. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по
культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного
возраста.
М.,
1997.
https://doshkolniki.org/programmy/arxiv/programma-
semiczvetik.html
6. Бакина Н.А., Серебрякова Т.А. Помоги себе сам: система работы по
воспитанию у детей дошкольного возраста основ ценностного отношения к
своему
здоровью.
Н.
Новгород,
2005.
https://www.my-
nevalyashki.ru/images/200/173/Ekologicheskoe_obrazovanie_v_doshkolnom_vozr
aste_T_A_Serebryakova.pdf
7. Барышева Ю.А. Формирование эколого-краеведческих знаний в начальной
школе.
М.,
1997.
https://old-
firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/veselyj_ryukzachok.pdf
8.
Юные
инструкторы
туризма.
М.,
salavat.ucoz.ru/programma_junye_instruktory_turizma.pdf
9. Юные туристы-краеведы. М., 2004.
2002.
http://dooctk-